Вечер пятницы в Старом городе.
По дороге к Яффским воротам, на променаде - выставка глобусов на тему экологии.
Место сбора экскурсии было у Сионских ворот. Мимо них шли от ворот Муграби и Храмовой горы полицейские. Пятничная молитва там закончилась.Ребята шутили и улыбались,видно сегодня дежурство прошло спокойно.
Зять обратил наше внимание на то, что из настоящего оружия у них только пистолеты для самозащиты. Все остальное - гранаты со слезоточивым газом и подобные приспособления для разгона демонстраций.
Яд Ицхак Бен Цви - институт по изучению Эрец Исраель - очень серьезная организация. Они проводят курсы, читают циклы лекций, выпускают периодическое издание "Эт-Моль" и имеют свое книжное издательство. На "Эт-Моль" мы подписались и уже прочитали один журнал. Интересно.
Здесь их сайт - на иврите
Экскурсии Яд Ицхак Бен Цви, как мы поняли, отличаются серьезным подходом и нестандартными темами.
Идея экскурсии " В святой час на святом месте" - оказаться в пятницу в районе 15-16 -17 часов там, где в это время происходят специальные службы.
Вечер пятницы - священное время для христиан. В это время в этот день был казнен Христос.
Тьма сошла на мир в это время, по христианской традиции. Поэтому и молятся в это время в сумерках или темноте.
Армяне не зажигают свои прекрасные керамические и хрустальные люстры, и лишь несколько свечей в руках священников горят в этом сумраке.
Мы начали с Армянского квартала.
В черной куртке - Сарит - наш гид. Очень приятная и выразительная . При этом совершенно натуральная восточная красавица.
За ее спиной - хачкар.
подробно о хачкарах здесь
В принципе, хачкар - это изображение креста в камне. Может быть совсем простым и небольшим. А может быть настоящим монументом.
Тот, что за спиной у Сарит, - совершенно недавно установлен. Он очень большой и является подарком богатой армянской семьи из Америки.
А вот хачкары совсем простые - вырезанные паломниками на стенах собора Святого Якова
Эти - настоящее искусство
Эти хачкары находятся у здания Духовной семинарии. Со студентами этой семинарии мы встретимся позже.
Армянский квартал - самый маленький их кварталов Старого города. Фактически он не квартал, а монастырь.Сохранился с времен крестоносцев.
Армяне живут в Иерусалиме с 4 века. Армения была первой страной, принявшей христианство.
Естественно, армяне были первыми, кто отправился в паломничество на Святую землю.
Некоторые здесь осели и дали начало армянской общине Израиля и Иерусалима. Интересно,что крестоносцы завоевав Иерусалим,увидели в армянах себе подобных и не тронули их .К христианам византийского покроя у них было пренебрежительное отношение, и тем повезло меньше.
В Армянском квартале живет всего около 700 человек. Из них всего человек 200 - светские. остальные - монахи или другие служители церкви.Ведут закрытый образ жизни и попасть сюда нелегко.
Центр Армянского квартала - Кафедральный Собор Святого Якова. Он практически всеь сохранился со времен крестоносцев в Иерусалиме.
Справа на стене доска на веревках - это накос. Во времена Оттоманской империи христианам запрещалось использовать колокола в Иерусалиме. Ударами в накос армяне созывали прихожан на молитву.
Традиция жива и сегодня.
Сарит удовлетворенно отметила, что нам повезло. Бывает, что стучат кое-как, "для галочки".
А в этот раз, похвалила она, монах стучал очень основательно.
Говоря булгаковским языком, было "свистнуто здОрово".
Сразу после того как затихли удары накоса, в собор потянулась процессия студентов семинарии на службу.Эти ребята-армяне приезжают сюда со всего мира.Учатся с 6 класса по 12. Их образование считается хорошим. Кто хочет, посвящает свою жизнь религиозному служению,но большинство разлетается по всему миру и завершает образование уже в светских университетах.
Островерхие головные уборы священнослужителей - напоминание о горе Арарат.
В соборе нельзя фотографировать.
Фотографии интерьера Собора на сайте армянской общины Франции - по этой ссылке.
Там дивной красоты светильники с керамическими яйцами и изразцы, которыми отделаны стены.
Типичная армянская керамика, которой нет в Армении, а есть только в Иерусалиме.
Армянские мастера керамисты приехали сюда из Турции , чтобы реставрировать керамику Купола Скалы.В Турции они были главными керамистами,и естественно в их работах преобладал мотив тех мест.
Проект в Иерусалиме не осуществился, но мастера здесь остались и стали работать. Их было четыре дома. Осталось две фамилии в Израиле и одна то ли в Сирии, то ли в Ливане.
В своих работах они сплели армянскую традиционную технику с мотивами Иерусалима и образами прикладного искусства Ближнего Востока. Поэтому армянская иерусалимская керамика уникальна.Когда уже в наши времена пронырливые израильтяне,проникнув в Армению,пытались купить армянскую керамику,то их там попросту не поняли,и предлагали серийную итальянскую.Ни армяне, ни израильтяне не знали ,что иерусалимские армяне никогда не бывали в Армении - они выходцы из Турции.
Очень хорошо и подробно об истории армян на Святой Земле написано в книге Марины Фельдман "Святой город"
А мы отправились дальше - к другому мало кому открывающемуся месту в Старом городе.
Эта церковь Святого Марка принадлежит Сирийской ортодоксальной общине.
По их версии, именно здесь, в доме одного из учеников Иисуса по имени Марк, ставшего впоследствии апостолом, состоялась тайная вечеря.
Здесь же Иисус явился апостолам после смерти и воскрешения.
здесь подробно о Сирийской православной церкви
Сайт Ортодоксальной Сирийской церкви - на иврите и английском
Нас встретила у входа очень строгая дама - монахиня, с явными данными армейского" расара".
Она нас рассадила и запретила фотографировать и сидеть нога на ногу.
После чего рассказала о церкви.
На просторах Гугля мы нашли отчет более удачливого путешественника - ему не запрещали фотографировать внутри. Иконостас очень нарядный. Церковь совсем маленькая, но красивая.Отстроена на основаниях времен крестоносцев.
Здесь его блог с рассказом и хорошими фотографиями. Советуем посмотреть.
Самое интересное о сирийских ортодоксах - это то, что они говорят на арамейском языке.
Строгая сестра Юстина , таки оказавшаяся бывшей учительницей, рассказала нам о чудесах, происшедших в их церкви, а потом очень красиво, завораживающе пела нам гимны и псалмы на арамейском языке. Мы узнали в нем похожие на иврит слова., что не удивительно - иврит и арамейский - родственники - семиты.
Наша третья остановка был Храм Гроба Господня.
Оказалось, что , несмотря на то, что мы там раньше были и не раз, при нестандартном подходе мы узнали и увидели много нового.
Вот, например, светильники над Камнем Помазания.
Каждый во владении той или иной конфессии, имеющей свои надел в Храме Гроба.
Принадлежность можно определить по виду яиц, на которых они крепятся.
Золотые - православные.
Белая с красным третья слева - католические.
Керамические - ясное дело, армянские.
В пятницу вечером католики восходят шествием на Голгофу, а потом проходят с песнопениями и молитвами по Храму.
Открывают шествие францисканские монахи, за ними следуют представители других орденов и паломники.
По сигналу органа по окончании шествия католиков выходят армяне.
Все те же семинаристы, которых мы видели в Соборе Святого Якова в Армянском квартале.
По совету Сарит и в духе темы нашей экскурсии, распрощавшись с ней, мы отправились в другое святое место. К Стене Плача. Встреча субботы у Котеля (Стены Плача, или Западной Стены) - была логическим завершением похода.
И там в это время - особая атмосфера. Гул тысяч голосов, освещенная Стена на фоне ночного неба, черные одежды ортодоксов, нарядные религиозные девушки, толпы молящихся.
Фотографировать там - неуважение .
Поэтому вот только фотография из отдаления.
Если религия - это по-гречески "связь со Всевышним", то в ту пасмурную пятницу в Старом городе Иерусалима мы, можно сказать, побывали в разных пунктах этой связи. И все были впечатляющими по-своему.Вот уж действительно,в святой час на святом месте....
Финалом был ужин в "Фокачче",итальянском ресторанчике,где мы уже бывали неоднократно, а впереди ещё была суббота - последний хоть и неполный, день Хамшушалаима.
у меня ведь тоже про сирийскую церковь есть
ОтветитьУдалитьhttp://apropo.narod.ru/new_blog/2012/AUG/Jerusalem/syrian/s.htm